Бастет - покровительница женщин! |
|
|
|
Автор: Сергей
|
24.01.2009 01:16 |
Баст, или как её ещё называл Бастет - в Древнем Египте являлась богиней веселья, радости и любви. Изображалась она в виде женщины с головой кошки, или в облике самой кошки. Во времена ранних династий, до того как кошка была одомашнена, богиню изображали в виде львицы. Центром культа Баст, являлся город Бубастис в X-VIII веках до нашей эры. Расцвет этого города происходил в XXII династии Бубастидов. Атрибутом богини Баст, является музыкальный инструмент под названием - систр. Часто богиня изображалась в виде женщины, у которой была голова кошки, в руках она держала систр, а у ног располагались 4 котёнка. Таким образом, египтяне олицетворяли богиню плодородия. Сына Баст звали Махес. В определённых случаях Баст отождествлялась также с Тефнут, Мут, Сехмет и Хатор. Этимология
Слово «Баст» имеет два составляющих - древнеегипетское слово «bas-» и женское окончание «-t». Египтяне Древнего Египта ни когда не записывали гласные звуки, следовательно, мы возможно никогда не узнаем, как именно звучало слово - «Баст» или же «Бастет». Поверья Традиционно баст связывается с плодородием, солнцем и благополучными родами у женщин. У Баст имеется 2 воплощения: первое - женщина с головой кошки (добрая сущность богини) и львиной головой (агрессивная). Существует поверие, что, когда Баст находится во второй форме, она превращается в богиню Сехмет - львицу, которая как-то едва не уничтожила человечество. Её получилось усмирить только при помощи хитрости - по земле разлили пиво, которое было подкрашено минеральными красителями в цвет крови. Львица подумала, что это кровь, напилась и уснула. |
Обновлено ( 24.01.2009 01:18 )
|
Автор: Сергей
|
24.01.2009 01:12 |
Богиня Мут в Египте считалась богиней неба, вторым членом местной триады (Амон-Мут-Хонсу), богиней-матерью и покровительницей материнства. Изначально Мут была эпитетом вод Наунет - женской пары изначального океана Нун, в мифологических воззрениях, которые были связанны с гермопольской Огдоадой. Спустя некоторое время Мут стала фигурировать в виде богини-творца. В период когда возвышались Фивы (которые в последствии стали столицей Египта Среднего царства) возросло значение египетского бога Амона, которого провозгласили царём всех богов, и его женой вместо Амаунет (Амонет), которая являлась лишь женским началом Амона, стала более колоритная богиня Мут. Мут считали матерью, дочерью и супругой Амона, «дочерью своего сына и матерью своего создателя» - это было выражение божественной предвечности. Именовалась Мут также «царицей всех богов», «владычицей неба». Постоянным эпитетом Мут был - «владычица озера Ишру», в честь имени священного озера, которое располагалось при ее храме, который был выстроен фараоном Аменхотепом III ближе к северо-востоку от Карнакского храма Амона-Ра и соединялся с ним аллеей сфинксов. Мут обычно изображалась женщиной, с грифом и короной. Гриф – это её иероглиф на голове. У Мут был сын Хонсу, но она также усыновила Монту, которого включила в состав фиванского пантеона - это подтвердило её статус богини материнства. |
Обновлено ( 24.01.2009 01:23 )
|
|
Автор: Сергей
|
24.01.2009 01:13 |
В Древнем Египте всем божествам соответствовало, какое то культовое животное, содержащееся в святилищах как физическое олицетворение бога. Такие животные больше всего почитались именно в той провинции, в которой они были покровителями, это часто доводило до раздоров между жителями различных провинций. Но культ Бастет, которая была богиней веселья и радости, был распространен по всему Египту. Египтяне возвели богиню плодородия в ранг великого божества. Хозяева кошек даже сбривали брови в знак того, что они чтят память умершей кошки, а случайно раздавившего на вознице кошку, до смерти забрасывала камнями. Даже сами фараоны покланялись и совершали жертвоприношение Бастет в храмах. Древние же греки отождествляли богиню Баст с Артемидой. Ухаживание за кошками считалось особой привилегией, это право передавалось по наследству. Жрецы внимательно наблюдали за кошками стремясь не пропустить не единого поданного ими знака. Во времена Птоломея представитель римского посольства, который случайно убил кошку, смог избежать кары, только лишь после того, как вмешался сам фараон. |
Обновлено ( 24.01.2009 01:22 )
|
Образ кошки в русской культуре |
|
|
|
Автор: Сергей
|
24.01.2009 01:11 |
Череду кошачьих образов открывают в русской литературе строки Пушкина: «... И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом, идет налево — песнь заводит, направо — сказку говорит...». Кот-Мурлыка - это псевдоним зоолога и писателя Н. П. Вагнера, который является автором фантастических и романтических произведений. В период советского союза кошка приобрела образ любимого персонажа детских поэтов и писателей, а именно Маршака («Кот и лодыри», «Кошкин дом»), Б. Заходера, Д. Хармса и других. Главным литературным котом XX века, несомненно, стал «не очень-то кот» Бегемот, который был героем романа «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгакова). Гофмановский Мурр был прямым наследником помощников ведьм, он нёс в себе подлинно и живое начало, напоминал о наше непредсказуемой жизни, которая ломает любые искусственные рамки и врывается в мир несчастных строителей своего светлого будущего. И Пушкинского Кота Учёного и Бегемота, напоминает нам забывчивый Василий из бестселлера братьев-фпнтастов Стругацких в произведении «Понедельник начинается в субботу».
Также как и на Западе, в русской культуре огромное количество мультяшных удач связано напрямую с кошачьими персонажами. Например в такие персонажи, как «Леопольд» и «Мотроскин».
|
Обновлено ( 24.01.2009 01:21 )
|
|