Автор: Сергей
|
23.01.2009 00:00 |
Прежде всего, нам предстоит выяснить, что изучает "Мифология" и почему она постепенно завоевывает место в школах, для чего она необходима. Само слово "мифология" греческого происхождения. Оно состоит из двух слов — "миф" и "логос". "Логос" переводится буквально как "слово", "понятие" и в других известных вам составным греческих словах (биология, геология и др.) обозначает знание, науку. Итак, мифология это знание о мифах или наука о мифах. Слово "миф" в переводе с древнегреческого означает "сказание", "предание", а также "слово". На значении слова "миф" мы остановимся позже, а пока заметим, что знание о мифах и наука о мифах - это далеко не одно и то же. Первое значение слова "мифология" свод, собрание мифов того или иного народа. Полное литературное изложение мифов, представленных в определенной системе, называется мифологией. Между тем, слово "мифология" имеет и иное значение. Мифология - это наука о мифах. А что это такое? Чем отличается наука о мифах от их пересказа, изложения. Дело в том, что наука - это особый вид знания. Наука не только сообщает факты, но объясняет их, выявляет причины тех или иных явлений, обычно скрытые от непосредственного наблюдения. Исходя из этого, наука мифология — это не пересказ мифов и их художественное изложение. Наука о мифах представляет собой очень серьезное знание о том, что такое миф, какое место он занимает в человеческой культуре, когда и почему возникают мифы, в чем источники их популярности, почему и сегодня они живут в человеческой памяти. Мифология объясняет и многое другое, например, что означают мифологические образы, каково значение символов, почему в мифах разных народов мы находим сходные черты. Такое научное изучение мифов приоткрывает завесу над древнейшим прошлым человечества, позволяет проследить взаимодействие культур, народов, языков. Итак, мы установили два значения слова "мифология". С одной стороны, это собрание мифов, их литературное изложение. С другой — наука, изучающая мифы, дающая им объяснение.
|
Обновлено ( 23.01.2009 00:03 )
|
Автор: Сергей
|
22.01.2009 23:55 |
Любой миф символичен. Это значит, что его образы и герои воплощают в себе некоторые идеи, понятия, принципы. Их расшифровкой, уяснением также занимается мифология. Олимпийские боги символизируют силы природы и явления человеческой культуры. В роли символов выступают не только боги. Символическую роль играют птицы, животные, рыбы, пресмыкающиеся, другие представители фауны. Особенно это очевидно в египетской мифологии, где сами боги имеют облик животных. Так, бог подземного царства Анубис изображается с головой шакала; Бастет, богиня веселья — с головой кошки, а маленький навозный жук скарабей символизировал великое Солнце. Символы характерны были и для других народов. Греческая богиня мудрости и войны Афина часто изображалась с совой, которая считалась ее птицей. В результате мудрость как свойство богини распространилась и на ее птицу ("сова Минервы"). Особенно важная роль в символике мифа принадлежала змее. На многих изображениях мы встречаем не одну, а две сплетенные змеи, которые должны символизировать единство противоположностей, дуализм мира, чаще всего мужское и женское начала. Великий индусский бог Шива окружен множеством змей.
Роль символов играли коровы, быки, лошади, волки, орлы, а также неодушевленные предметы. Поэтому мифологемы и символы часто совпадают. Сами мифологемы выступают в роли символов, обозначая скрытое содержание того или иного образа.
В качество символов использовались разнообразные знаки: кресты, свастика, круг, другие геометрические фигуры.
Многие мифологические символы продолжают играть чрезвычайно большую роль в культуре либо как религиозные символы (например, крест в христианстве), либо в геральдике (символы городов, государств). Знаменитым геральдическим символом является Капитолийская волчица, но преданию вскормившая Ромула и Рема, мифических основателей Рима. По сей день это герб города. Подобным образом из мифологии можно вывести и установить значение других геральдических символов.
Мифологические символы изображались на самых разнообразных предметах. Это и крышки египетских саркофагов, и тексты пирамид, и таинственная "Книга Мертвых", и рисунки, которые оставили после себя викинги Скандинавии. Одной из задач мифологии является "прочтение", расшифровка смыслов символов, без чего зачастую оказывается невозможным понимание самого мифа.
С возникновением письменности мифы стали записывать и сопровождать тексты рисунками. Среди таких рисунков важное место принадлежит изображениям богов и героев, которые обычно подчинялись определенному правилу, канону. Совокупность таких изображений, а также правил, норм канона, по которым они создавались, обычно называется иконографией. Слово иконография, как можно заметить, состоит из двух слов греческого происхождения: "эйкон" — "изображение, образ" и "графо" — "пишу". За исключением древнееврейской мифологии и религии, где изображение бога воспрещалось, во всех иных мифологиях существовала своя иконография, то есть свое представление о том, как выглядели боги, на кого они были похожи, как одевались, какие предметы были обычно у них в руках и в каких позах они предпочитали находиться. Поэтому по скульптурному или графическому образу обычно без труда можно определить, какое божество (или герой) изображен. Наиболее характерные изображения богов и героев вы найдете в конце этой книги.
|
Обновлено ( 22.01.2009 23:56 )
|
|
Автор: Сергей
|
22.01.2009 23:53 |
Изучение мифологии предполагает знакомство с ее источниками. Вы будете читать и изучать мифы но их изложениям и пересказам, составленным известными учеными и писателями, нашими современниками. Но они, в свою очередь, пользовались другими источниками, и прежде всего первоисточниками - исходными текстами, в которых те или иные мифы излагаются. Изучение первоисточников такого роди весьма важная задача. Для многих народов тексты, в которых излагаются мифы, настолько важны, что они почитались священными, составляли так называемые священные книги (Ветхий Завет, Авесту, Веды). Изучение мифом других народов (например, греков), у которых не было священных книг, заставляет обращаться к художественной литературе (поэмы Гомера, Гесиода, трагедии). В любом случае источники мифологии представляют собой важнейшие памятники культуры. Знакомясь с мифами того или иного народа, мы будем уделять существенное внимание их первоисточникам, в том числе истории их открытия, расшифровки, переводов, значения этих произведений для мировой культуры. |
Автор: Сергей
|
22.01.2009 23:47 |
Геродот был поражен, насколько скрупулезны и точны египтяне во всем, что касается почитания богов, совершения в их честь обрядов. Еще поразило "отца истории" то, что боги египтян не были похожи на греческих. Египтяне поклонялись птицам, рыбам, обезьянам, крокодилам, кошкам, собакам. Вообще многим европейцам казалось, что египтяне это народ, который чтил прежде всего животных, пресмыкающихся и мертвецов. Сами же египтяне считали себя божественной нацией, которой правит фараон живой бог; боги сотворили вселенную, возвысив в ней египтян над другими народами; после смерти "божественная" часть человека продолжает жить мистической жизнью, которая во многом зависит от правильности соблюдения обрядов, где даже умывальник с пьедесталом неотъемлемая часть оного.
В древнейшие додинастические времена египтяне верили в духов природы. Эти духи населяли небо, землю, воду, управляли Нилом, давали урожай. Поскольку условия жизни были чрезвычайно тяжелыми, наводнения, разрушения и другие бедствия были обычным явлением, жители Египта видели в духах природы прежде всего враждебные силы. Но если природа благоприятствовала людям и их деятельности, значит, полагали египтяне, это результат действия добрых духов. Со временем, в династический период, злые духи обрели свои "оболочки", образы в виде ужасных животных и отвратительных насекомых и пресмыкающихся, и наоборот, добрые духи вселились в великих богов в облике людей или "добрых" животных.
Каждый из богов (или богинь) почитался в особом номе. Египет состоял из двух больших частей Верхнего и Нижнего. Каждая часть, в свою очередь, делилась на 22 нома ими области. Таким образом, в Египте почитались сорок четыре номовых бога, в честь каждого из которых в столице нома сооружалось святилище и совершался ритуал. В объединенном Египте эта традиция сохранилась, хотя все боги составили единый пантеон.
Древнейшими египетскими богами были: Шу — бог воздуха, Тефнут — богиня влаги (она же покровительница мирового порядка), Геб — бог земли и Нут — богиня неба. Детьми Нут считались Осирис, Исида, Сет, Нефтида, Гор Бехдетский. Сыном Осириса и Исиды был великий бог Гор. Богиня Пут часто изображалась в виде женщины, прогибающейся над землей, и в облике коровы, тело которой усыпано звездами. Гор изображался с головой сокола. Его символом был солнечный диск с крыльями птицы. Значительное место в пантеоне египтян играл другой бог с птичьим обликом - Тот. Он считался богом мудрости, покровителем ученых, создателем иероглифов, календаря, свода законов. Он изображался с головой ибиса — птицы с длинным и тонким клювом и с письменными принадлежностями в руках. Главной божественной личностью был Ра — солнечный бог. Он также нередко изображался с головой сокола. Солнцем были связаны два других бога — Лтум (вечернее Солнце) и Хепри (утреннее Солнце). У бога Ра были две дочери: Сохмет, страшная богиня-львица, и Хатхоре, богиня-корова. Реку Нил воплощал бог Хапи. Священный Нил, в представлении египтян, протекал не только на земле, но и на небе, и даже в преисподней. Таковы лишь некоторые боги египетского пантеона. Часто в сознании египтян происходило отождествление разных богов. Поэтому очень непросто разобраться в их генеалогии. Но именно эти боги являются главными действующими лицами древнеегипетской мифологии.
|
Обновлено ( 22.10.2012 11:32 )
|
|