К числу наиболее популярных мифологем можно отнести такие, как мировое яйцо, мировое дерево, змею, птицу и другие. В качестве мифологем могут выступать также фантастические образы дракон, сфинкс и другие. Каждый из этих образов имеет не прямой, но переносный смысл, наделен мистическим содержанием. Например, из яйца во многих мифологиях появляется мир. В индийской мифологии яйцо раскалывается надвое, и из половинок возникают земля и небо. Мировое дерево также необычно. Оно связывает все три мира, из которых складывается вселенная: землю, небо и подземное царство. Огромную роль играют в мифологиях различные животные, рыбы и птицы. В Библии змей — источник первородного греха. Во многих мифологиях герой убивает дракона (один из образов этой мифологемы — Георгий Победоносец, поражающий дракона). Изучение мифов! предполагает выявление мифологемы и уяснение ее роли в данном мифе, ее места в его структуре.
]>Слово "миф" в переводе с древнегреческого означает "сказание", "предание", а также "слово".
На значении слова "миф" мы остановимся позже, а пока заметим, что знание о мифах и наука о мифах - это далеко не одно и то же. Первое значение слова "мифология" свод, собрание мифов того или иного народа. Полное литературное изложение мифов, представленных в определенной системе, называется мифологией.
Между тем, слово "мифология" имеет и иное значение. Мифология - это наука о мифах. А что это такое? Чем отличается наука о мифах от их пересказа, изложения. Дело в том, что наука - это особый вид знания. Наука не только сообщает факты, но объясняет их, выявляет причины тех или иных явлений, обычно скрытые от непосредственного наблюдения. Исходя из этого, наука мифология — это не пересказ мифов и их художественное изложение. Наука о мифах представляет собой очень серьезное знание о том, что такое миф, какое место он занимает в человеческой культуре, когда и почему возникают мифы, в чем источники их популярности, почему и сегодня они живут в человеческой памяти. Мифология объясняет и многое другое, например, что означают мифологические образы, каково значение символов, почему в мифах разных народов мы находим сходные черты. Такое научное изучение мифов приоткрывает завесу над древнейшим прошлым человечества, позволяет проследить взаимодействие культур, народов, языков.
Итак, мы установили два значения слова "мифология". С одной стороны, это собрание мифов, их литературное изложение. С другой — наука, изучающая мифы, дающая им объяснение.
Особенно важная роль в символике мифа принадлежала змее. На многих изображениях мы встречаем не одну, а две сплетенные змеи, которые должны символизировать единство противоположностей, дуализм мира, чаще всего мужское и женское начала. Великий индусский бог Шива окружен множеством змей.
Роль символов играли коровы, быки, лошади, волки, орлы, а также неодушевленные предметы. Поэтому мифологемы и символы часто совпадают. Сами мифологемы выступают в роли символов, обозначая скрытое содержание того или иного образа.
В качество символов использовались разнообразные знаки: кресты, свастика, круг, другие геометрические фигуры.
Многие мифологические символы продолжают играть чрезвычайно большую роль в культуре либо как религиозные символы (например, крест в христианстве), либо в геральдике (символы городов, государств). Знаменитым геральдическим символом является Капитолийская волчица, но преданию вскормившая Ромула и Рема, мифических основателей Рима. По сей день это герб города. Подобным образом из мифологии можно вывести и установить значение других геральдических символов.
Мифологические символы изображались на самых разнообразных предметах. Это и крышки египетских саркофагов, и тексты пирамид, и таинственная "Книга Мертвых", и рисунки, которые оставили после себя викинги Скандинавии. Одной из задач мифологии является "прочтение", расшифровка смыслов символов, без чего зачастую оказывается невозможным понимание самого мифа.
С возникновением письменности мифы стали записывать и сопровождать тексты рисунками. Среди таких рисунков важное место принадлежит изображениям богов и героев, которые обычно подчинялись определенному правилу, канону. Совокупность таких изображений, а также правил, норм канона, по которым они создавались, обычно называется иконографией. Слово иконография, как можно заметить, состоит из двух слов греческого происхождения: "эйкон" — "изображение, образ" и "графо" — "пишу". За исключением древнееврейской мифологии и религии, где изображение бога воспрещалось, во всех иных мифологиях существовала своя иконография, то есть свое представление о том, как выглядели боги, на кого они были похожи, как одевались, какие предметы были обычно у них в руках и в каких позах они предпочитали находиться. Поэтому по скульптурному или графическому образу обычно без труда можно определить, какое божество (или герой) изображен. Наиболее характерные изображения богов и героев вы найдете в конце этой книги.
Сами же египтяне считали себя божественной нацией, которой правит фараон живой бог; боги сотворили вселенную, возвысив в ней египтян над другими народами; после смерти "божественная" часть человека продолжает жить мистической жизнью, которая во многом зависит от правильности соблюдения обрядов, где даже умывальник с пьедесталом неотъемлемая часть оного.
В древнейшие додинастические времена египтяне верили в духов природы. Эти духи населяли небо, землю, воду, управляли Нилом, давали урожай. Поскольку условия жизни были чрезвычайно тяжелыми, наводнения, разрушения и другие бедствия были обычным явлением, жители Египта видели в духах природы прежде всего враждебные силы. Но если природа благоприятствовала людям и их деятельности, значит, полагали египтяне, это результат действия добрых духов. Со временем, в династический период, злые духи обрели свои "оболочки", образы в виде ужасных животных и отвратительных насекомых и пресмыкающихся, и наоборот, добрые духи вселились в великих богов в облике людей или "добрых" животных.
Каждый из богов (или богинь) почитался в особом номе. Египет состоял из двух больших частей Верхнего и Нижнего. Каждая часть, в свою очередь, делилась на 22 нома ими области. Таким образом, в Египте почитались сорок четыре номовых бога, в честь каждого из которых в столице нома сооружалось святилище и совершался ритуал. В объединенном Египте эта традиция сохранилась, хотя все боги составили единый пантеон.
Древнейшими египетскими богами были: Шу — бог воздуха, Тефнут — богиня влаги (она же покровительница мирового порядка), Геб — бог земли и Нут — богиня неба. Детьми Нут считались Осирис, Исида, Сет, Нефтида, Гор Бехдетский. Сыном Осириса и Исиды был великий бог Гор. Богиня Пут часто изображалась в виде женщины, прогибающейся над землей, и в облике коровы, тело которой усыпано звездами. Гор изображался с головой сокола. Его символом был солнечный диск с крыльями птицы. Значительное место в пантеоне египтян играл другой бог с птичьим обликом - Тот. Он считался богом мудрости, покровителем ученых, создателем иероглифов, календаря, свода законов. Он изображался с головой ибиса — птицы с длинным и тонким клювом и с письменными принадлежностями в руках. Главной божественной личностью был Ра — солнечный бог. Он также нередко изображался с головой сокола. Солнцем были связаны два других бога — Лтум (вечернее Солнце) и Хепри (утреннее Солнце). У бога Ра были две дочери: Сохмет, страшная богиня-львица, и Хатхоре, богиня-корова. Реку Нил воплощал бог Хапи. Священный Нил, в представлении египтян, протекал не только на земле, но и на небе, и даже в преисподней. Таковы лишь некоторые боги египетского пантеона. Часто в сознании египтян происходило отождествление разных богов. Поэтому очень непросто разобраться в их генеалогии. Но именно эти боги являются главными действующими лицами древнеегипетской мифологии.