Любой миф символичен. Это значит, что его образы и герои воплощают в себе некоторые идеи, понятия, принципы. Их расшифровкой, уяснением также занимается мифология. Олимпийские боги символизируют силы природы и явления человеческой культуры. В роли символов выступают не только боги. Символическую роль играют птицы, животные, рыбы, пресмыкающиеся, другие представители фауны. Особенно это очевидно в египетской мифологии, где сами боги имеют облик животных. Так, бог подземного царства Анубис изображается с головой шакала; Бастет, богиня веселья — с головой кошки, а маленький навозный жук скарабей символизировал великое Солнце. Символы характерны были и для других народов. Греческая богиня мудрости и войны Афина часто изображалась с совой, которая считалась ее птицей. В результате мудрость как свойство богини распространилась и на ее птицу ("сова Минервы"). Особенно важная роль в символике мифа принадлежала змее. На многих изображениях мы встречаем не одну, а две сплетенные змеи, которые должны символизировать единство противоположностей, дуализм мира, чаще всего мужское и женское начала. Великий индусский бог Шива окружен множеством змей.
Роль символов играли коровы, быки, лошади, волки, орлы, а также неодушевленные предметы. Поэтому мифологемы и символы часто совпадают. Сами мифологемы выступают в роли символов, обозначая скрытое содержание того или иного образа.
В качество символов использовались разнообразные знаки: кресты, свастика, круг, другие геометрические фигуры.
Многие мифологические символы продолжают играть чрезвычайно большую роль в культуре либо как религиозные символы (например, крест в христианстве), либо в геральдике (символы городов, государств). Знаменитым геральдическим символом является Капитолийская волчица, но преданию вскормившая Ромула и Рема, мифических основателей Рима. По сей день это герб города. Подобным образом из мифологии можно вывести и установить значение других геральдических символов.
Мифологические символы изображались на самых разнообразных предметах. Это и крышки египетских саркофагов, и тексты пирамид, и таинственная "Книга Мертвых", и рисунки, которые оставили после себя викинги Скандинавии. Одной из задач мифологии является "прочтение", расшифровка смыслов символов, без чего зачастую оказывается невозможным понимание самого мифа.
С возникновением письменности мифы стали записывать и сопровождать тексты рисунками. Среди таких рисунков важное место принадлежит изображениям богов и героев, которые обычно подчинялись определенному правилу, канону. Совокупность таких изображений, а также правил, норм канона, по которым они создавались, обычно называется иконографией. Слово иконография, как можно заметить, состоит из двух слов греческого происхождения: "эйкон" — "изображение, образ" и "графо" — "пишу". За исключением древнееврейской мифологии и религии, где изображение бога воспрещалось, во всех иных мифологиях существовала своя иконография, то есть свое представление о том, как выглядели боги, на кого они были похожи, как одевались, какие предметы были обычно у них в руках и в каких позах они предпочитали находиться. Поэтому по скульптурному или графическому образу обычно без труда можно определить, какое божество (или герой) изображен. Наиболее характерные изображения богов и героев вы найдете в конце этой книги.
|